В налоговом праве предусмотрена процедура обжалования ненормативных актов налоговых органов. В соответствии с действующим законодательством, налогоплательщики имеют право обжаловать решения или бездействие налоговых органов в случаях, когда они считают, что такие действия или бездействие лишают их законных прав. Статьей 138 Налогового кодекса РФ введена процедура обжалования ненормативных актов налоговой инспекции или вышестоящего налогового органа в порядке, установленном законом.
Сроки рассмотрения жалобы органом, вынесшим акт, или его должностным лицом, к которому обращена жалоба, не могут превышать 3 месяца с даты ее поступления. Жалоба должна быть рассмотрена органом, а если жалоба обратилась к вышестоящему налоговому органу, — должностным лицом этого органа, а также апелляционной инстанцией, в порядке, установленном законом. (Статья 1391 НК РФ). Порядок рассмотрения жалобы должен соответствовать правовым требованиям и гарантировать защиту прав и законных интересов налогоплательщика.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа или бездействие должностных лиц органа проведения налоговой проверки либо выхода налогового органа с проверкой налогоплательщика на сторону налогонеплательщика. Право на обжалование жалобы подлежит оспариванию в судебном порядке
Жалоба подается в письменной форме, подписывается налогоплательщиком, либо его уполномоченным представителем и должна содержать сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) налогоплательщика, его месте жительства (для нерезидентов Российской Федерации – месте пребывания), индивидуальным идентификационным номере налогоплательщика, а также реквизиты налогового органа, должностного лица налогового органа, решение или бездействие которого обжалуется, а если жалоба обращена к вышестоящему налоговому органу, – реквизиты этого органа.
Комментарий № 5 к статье 139 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик или аналогичное лицо также имеют право обратиться с апелляционной жалобой в межрегиональный управление Федеральной налоговой службы по месту нахождения налогового органа, решением или бездействием которого обусловлены налоговые требования.
Нормативные акты — основа процесса рассмотрения
Содержание статьи
Процедура рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговой основана на положениях Федерального закона № 140-ФЗ «Об обжаловании в суд действий или бездействия, противоречащих законодательству Российской Федерации о налогах и сборах». Согласно статье 3 данного закона, любое лицо имеет право обжаловать ненормативные акты, их изменения или отмену, выданные налоговыми органами, в соответствии с установленным законом порядком.
Согласно статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право подать жалобы на решения и действия (бездействие) налоговых органов, которые противоречат законодательству о налогах и сборах. Таким образом, право подачи жалобы на ненормативные акты налоговой инспекции или аналогичной налоговой организации предоставляется лицам, чьи права и законные интересы нарушены действиями или бездействием таких органов.
Сроки на подачу жалобы на ненормативные акты указаны в статье 1391 Налогового кодекса Российской Федерации. Лицо, на кого налагается обязанность в соответствии с ненормативным актом, может подать жалобу на него вручную или направить почтовым отправлением в налоговую инспекцию или аналогичную налоговую организацию. Жалоба должна быть подана в течение 3 месяцев с даты ознакомления с ненормативным актом или его обжалованием.
Рассмотрение жалобы на ненормативный акт может быть осуществлено вышестоящим налоговым органом или судебным порядком, в зависимости от порядка, предусмотренного в статье 153-ФЗ «Об обжаловании в суд решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц». В случае обжалования ненормативного акта налоговым органом, этот акт может быть обжалован лицом в апелляционной или кассационной инстанции суда.
Рассмотрение жалобы на ненормативные акты также может быть осуществлено налоговыми органами в пределах их полномочий, в порядке, установленном налоговым законодательством (например, при обжаловании бездействия налогового органа сроки рассмотрения жалобы могут быть определены налоговым органом).
Таким образом, нормативные акты являются основой для рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговой. Эти акты определяют порядок подачи и рассмотрения жалобы, сроки подачи, а также гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Стадии рассмотрения жалобы на ненормативный акт
Согласно статье 1391 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не согласное с ненормативным актом или бездействием налогового органа, имеет право подать жалобу на такой акт или бездействие. Порядок и сроки рассмотрения жалобы установлены статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
1. Подача жалобы: Лицо, считающее, что налоговый орган принял ненормативный акт, который нарушает его права и законные интересы, может подать жалобу в налоговый орган. Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать требования к решению вопроса, обоснование этих требований и подлинник ненормативного акта, который обжалуется.
2. Рассмотрение жалобы налоговым органом: После получения жалобы налоговый орган в течение 3 рабочих дней регистрирует ее и направляет копию жалобы и приложенные к ней документы в орган, вынесший ненормативный акт, для рассмотрения жалобы и принятия соответствующего решения.
3. Порядок рассмотрения жалобы: По результатам рассмотрения жалобы орган, вынесший ненормативный акт, принимает решение. Копия решения и мотивированный ответ на жалобу направляются налоговому органу. Если жалоба удовлетворена полностью или частично, налоговый орган должен принять необходимые меры по выполнению решения.
4. Обжалование решения: В случае несогласия с решением налогового органа, лицо имеет право обжаловать его в апелляционном порядке. Срок подачи апелляционной жалобы составляет 1 месяц со дня получения решения.
5. Рассмотрение апелляционной жалобы: Апелляционная жалоба рассматривается в установленном законом порядке. Налоговый орган обязан в течение 1 месяца со дня ее регистрации рассмотреть апелляционную жалобу и принять мотивированное решение.
6. Судебное рассмотрение: В случае неудовлетворения апелляционной жалобы лицо имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и интересов. Судебное рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и заключается в урегулировании споров между налогоплательщиками и налоговым органом.
Возможность оставить жалобу без рассмотрения
В соответствии со статьей 139 Налогового кодекса России (№ 139-ФЗ) лицо имеет право на подачу жалобы на ненормативные акты налоговой инспекции или на решения налоговой инспекции в органы апелляционной (решающей) инстанции.
Однако, статьей 140 кодекса предусмотрена возможность оставить жалобу без рассмотрения в случае несоблюдения определенных требований. Например, жалоба может быть отклонена, если она подана лицом, не имеющим права на подачу жалобы, или если содержание жалобы не относится к налоговому правопорядку, или если сроки подачи жалобы не соблюдены.
По результатам досудебного урегулирования споров орган налоговой инспекции может принять решение о рассмотрении жалобы или об оставлении ее без рассмотрения.
Также, оставление жалобы без рассмотрения возможно на основании изменений введенных Федеральным законом от 12.08.2024 г. № 294-ФЗ в статью 138 Налогового кодекса России. Отказ в рассмотрении жалобы может быть объяснен не только в том случае, когда она подана по аналогичным основаниям, в соответствии со статьей 140 кодекса, но и в случае, если жалоба уже ранее подавалась и была рассмотрена по существу.
Таким образом, жалоба на ненормативные акты или решения налоговой инспекции может быть отклонена на основании требований, указанных в статьях 139 и 140 Налогового кодекса России.
Критерии для оставления жалобы апелляционной без рассмотрения
В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), апелляционную жалобу на обжалование ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов можно оставить без рассмотрения по следующим основаниям:
- Жалобой не обжалованы обжалуемые решения, действия или бездействие налогового органа, которые указаны в жалобе.
- Жалоба была подана несмотря на то, что налогоплательщик уже воспользовался прочими предусмотренными законом формами урегулирования спора (например, претензией или заявлением в суд).
- Жалоба не соответствует требованиям, установленным статьей 1391 НК РФ, в частности, не содержит необходимую информацию, указанную в этой статье.
- Жалоба была подана без предварительной подачи претензии налоговому органу, если такая подача претензии предусмотрена законом или было оспорено бездействие налогового органа.
- Жалоба подана на некомпетентный орган или в неподходящей форме.
- Жалоба подана не в установленный налоговым кодексом срок.
- Жалоба подана на акты или действия, которые не могут быть обжалованы в порядке, установленном законом.
- Жалоба была подана с нарушением правил представления лицами и органами, указанными в статьях 1 и 2 Федерального закона от 27 июля 2024 года № 153-ФЗ «О ведении реестра титульных ценных бумаг» (при обжаловании актов Банковской органов).
Таким образом, нарушение одного из вышеуказанных критериев может стать основанием для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения органом налоговой апелляции.
Порядок оставления жалобы апелляционной жалобы без рассмотрения
Порядок подачи апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба — это форма обжалования решения налогового органа по результатам рассмотрения первичной жалобы. Подача апелляционной жалобы возможна после получения решения налогового органа по первичной жалобе.
Порядок подачи апелляционной жалобы содержится в статье 140 НК России. Согласно данной статье, налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу в налоговый орган, рассмотревший первичную жалобу, в сроки, установленные законом.
Порядок оставления жалобы без рассмотрения
Изменениями № 153-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены гарантии для налогоплательщиков по порядку обжалования ненормативных актов и действий налоговых органов. По статье 139.1 НК России, налоговый орган вправе оставить без рассмотрения апелляционную жалобу, если она содержит:
- аналогичное обжалуемому первичное обжалование;
- текст апелляционной жалобы, не объясняющий ее.
При оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения налоговый орган должен направить налогоплательщику мотивированный комментарий.
Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения жалобы
Сроки для обжалования актов налоговой определяются в соответствии с законодательством РФ и могут изменяться в порядке, установленном статьей 138 Налогового кодекса РФ. В случае если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции по результатам рассмотрения жалобы, он имеет право подать апелляционную жалобу вышестоящему налоговому органу.
Статья 139 Налогового кодекса РФ также содержит комментарий, устанавливающий порядок подачи жалобы на акты налоговой. Налогоплательщик вправе подать жалобу в письменной или иной форме в орган, вынесший акт налоговой. Жалоба должна содержать требования, указывать на оспаривание или обжалование налогового акта, а также содержать обоснование причин оспаривания или обжалования акта.
Обязанности налоговой организации и налогоплательщика в процессе рассмотрения жалобы
Сторона | Обязанности |
---|---|
Налоговая организация |
|
Налогоплательщик |
|
Судебный порядок рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговой является общим правовым институтом, урегулированным в статье 153-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данный порядок предоставляет налогоплательщику возможность защитить свои права и интересы в суде в случае незаконных действий или бездействия органов налоговой.
Юридическая консультация онлайн