Исполнение судебных решений: порядок и сроки их выполнения, исполнительная документация

Порядок прекращения исполнительного производства судом общей юрисдикции установлен тот же самый, что и для приостановления исполнительного производства (ст. 439-440 ГПК). Аналогичные правила существуют и в арбитражном процессе (ст. 327 АПК).

Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (ч. 1 ст. 429 ГПК).

Обращение в суд подразумевает не только разрешение спора между сторонами, но и исполнение решения суда.

Реальность же исполнения зависит и от сути дела, и от должника, и от действий сторон на стадии исполнительного производства. Часто добиться удовлетворения требований иска или заявления о выдаче судебного приказа проще, чем увидеть исполнение решения суда. Почему так происходит? Что влияет на исполнимость решений? Как исполнить решение суда в короткие сроки? Обо всем этом, информация ниже. Дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

В зависимости от категории дела, прохождения стадии апелляционного обжалования, сроки исполнения решения суда будут различаться, при этом порядок предполагается единым. Решение суда может быть исполнено ответчиком (должником) добровольно. Если добровольного исполнения решения не произошло, оно исполняется принудительно с помощью специально уполномоченного на то органа власти.

Исполнение решения суда: прогнозируем сроки

Решение суда по делу оглашается после удаления судьи в совещательную комнату, но на руки, как правило, сразу не выдается. Суд обязан в течение 5 дней после оглашения вручить сторонам подготовленные экземпляры решения в письменной форме. Для этого (если лица, участвующие в деле, были в судебном заседании) придется посетить здание суда еще раз).

В случаях, прямо закрепленных в ст. 211 ГПК РФ (о взыскании алиментов, о восстановлении на работе и др.), или по заявлению истца исполнение решения суда может начаться немедленно. Соответствующее ходатайство должно быть заявлено либо до вынесения решения, либо одновременно с его вынесением. Рассматривается по существу оно в судебном заседании с участием всех лиц. Истец должен предоставить доказательства по гражданскому делу, что ожидание вступления решения в законную силу принесет ему значительный ущерб или исполнение будет невозможным. Привести решение суда к немедленному исполнению – право, но не обязанность суда.

Во всех остальных случаях решение суда вступит в законную силу спустя 1 месяц со дня изготовления. Если будет инициировано апелляционное обжалование, решение суда вступит в силу после вынесения постановления апелляционной инстанции.

Если обращение в суду осуществлено в порядке приказного производства, судебный приказ выдается по истечении 10-дневного срока, предоставляемого должнику для принесения возражений (заявление об отмене судебного приказа). Если они не поступили, суд выносит судебный приказ, который вручается заявителю или по его просьбе направляется в орган, исполняющий решения судов.

Срок обращения решения суда к исполнению составляет 3 года. По истечении указанного время исполнить судебное решение в принудительном порядке невозможно (не касается периодических выплат).

Исполнение решения суда: порядок

После вступления решения в законную силу или принятия решения о немедленном исполнении, в суд подается заявление о выдаче исполнительного листа или о направлении его для исполнения в государственный орган – службу судебных приставов. Выигравшая дело сторона – истец или ответчик (при подаче встречного иска) – становятся взыскателями, а проигравшая – должником (стороны исполнительного производства). Процесс исполнения решения суда регламентирован ГПК и специальным законом об исполнительном производстве.

Если в деле участвовало несколько ответчиков или истцов, выдается несколько исполнительных листов с указанием на ту часть решения, на которое обращается взыскание. Это касается и случаев, когда исполнение решения будет проходить территориально в разных местах. В случае утраты исполнительного листа по письменному заявлению может быть выдан дубликат.

После получения на руки вступившего в законную силу решения суда и исполнительного листа, взыскатель обращается в службу судебных приставов. Подразделение определяется исходя из места жительства ответчика или местонахождения его имущества. Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в письменной форме. При затруднении в определении конкретного отдела, обратиться можно к главному судебному приставу – начальнику службы в субъекте РФ.

Если взыскатель не имеет желания обращать исполнительный лист к взысканию сам, он должен обратиться с просьбой к суду о направлении его к судебным приставам. Сам суд сделать это не уполномочен. При пропуске срока обращения к взысканию восстановить его можно, но достаточно сложно.

Если стороны участвовали в деле с помощью представителей, право на обращение решения суда к исполнению должно быть специально оговорено в доверенности на представление интересов в суде.

Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, индексация присужденных сумм предоставляются судом по рассмотрению заявления одной из сторон исполнительного производства, в т.ч. судебного пристава-исполнителя. Образцы заявлений, особенности подачи — в соответствующих публикациях на сайте.

Если по мнению любой из сторон процесса исполнения решения суда, т.е. исполнительного производства, пристав-исполнитель нарушил закон или его действиями причинен вред охраняемым законом правам – в суд может быть подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя.

Поворот исполнения решения суда

Если решение отменено в порядке апелляционного, кассационного обжалования, в порядке надзора, то все, что взыскатель получил от должника в порядке исполнения решения суда, должно быть им возвращено или компенсировано (заявление о повороте исполнения решения суда).

Формы исполнения судебных решений, исполнители и исполнительный документ

Решения суда являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ.

В действующем законодательстве РФ выделяют следующие виды форм исполнения судебных решений [9, с. 1]:

  • 1. Административная (уведомительно-регистрационная) форма исполнения судебных решений.

Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о признании. Причем исполнение осуществляется определенными уполномоченными органами и должностными лицами.

Указанные решения исполняются без выдачи судом исполнительного листа, т. е. исполнение осуществляется на основании копии самого судебного решения, но должны быть приложены соответствующие документы, если они предусмотрены законом.

В административном судопроизводстве в качестве примера можно привести исполнение судебных решений о признании оспоренных действий и решений государственных органов и организаций, а также лиц, обладающих публичными или государственными полномочиями, не соответствующими закону [1, ст. 218]. В данном случае на самого административного ответчика возлагается обязанность по устранению нарушения прав и свобод административного истца либо по устранению препятствий к осуществлению таких прав и свобод.

Об использовании административной формы исполнения решений в арбитражном судопроизводстве существует косвенное упоминание в Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах HA (первой, апелляционной и кассационной инстанций), которая была утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 № 100. В частности, пунктом 17.24 данной инструкции предусмотрено следующее: «По делам о признании, в которых ответчик не присуждается к совершению каких-либо действий, исполнительные листы не выдаются, если иное не установлено законом. В этом случае по ходатайству взыскателя судом выдаются экземпляры судебных актов, содержащие отметку о вступлении судебного акта в законную силу, заверенные гербовой печатью и подписью судьи и оформленные в соответствии с требованиями пункта 10.3 Инструкции» [7, п. 17.24].

  • 2. Принудительная форма исполнения судебных решений.

Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о присуждении. Причем обязательным свойством является наличие предмета принудительного исполнения, который составляют решения о взыскании денежных средств, о передаче какого-либо имущества, о совершении определенных действий со стороны должника.

Данная форма исполнения судебных решений регулируется ФЗ «Об исполнительном производстве». В ст. 1 указанного ФЗ раскрывается предмет решений, исполняемых в порядке принудительного исполнительного производства, а ст. 13 содержит требования, которым должны соответствовать исполнительные документы.

Исполнение судебных решений в принудительном порядке может осуществляться только уполномоченными государством должностными лицами, а именно судебными приставами-исполнителями, которые входят в систему ФССП РФ [5, ст. 5]. Т. е. можно сделать вывод о том, что принудительное исполнительное производство не может осуществляться иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами, включая различные «коллекторские агентства», «сборщики долгов» и др.

В целях недопущения злоупотребления полномочиями судебных приставов-исполнителей в ст. 2.1 ФЗ «О судебных приставах» указано, что использование термина «судебный пристав-исполнитель» возможно только в наименованиях ФССП РФ, всех ее структур и должностных лиц, а также в наименованиях существующих союзов таких судебных приставов [4, ст. 2.1].

Основанием для исполнения судебных решений в таком порядке является выдача исполнительного листа, что предусмотрено статьями 318 АПК РФ и 352 КАС РФ для арбитражного и административного судопроизводства соответственно. Более подробный сравнительный анализ порядка исполнения судебных решений в арбитражном и административном судопроизводстве будет проведен ниже.

  • 3. Бюджетная форма исполнения судебных решений.

Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении решений о присуждении денежных средств, причем именном из средств бюджета.

В РФ, как и во многих зарубежных странах, исполнительное производство, связанное с взыскание бюджетных средств, не относится к полномочиям ФССП РФ, а осуществляется уполномоченными государственными органами, а именно Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов и муниципальных образований РФ. При этом порядок исполнения судебных решений в такой форме установлен в главе 24.1 БК РФ, а также иными ФЗ в отдельных случаях.

Но существует исключение, при наличии которого исполнение таких судебных решений осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Такое возможно, если счета должнику — бюджетному учреждению открыты в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации [2, ст. 242.3]. Но такая ситуация является крайне редкой, поскольку система исполнения бюджетов все уровней является казначейской.

Также по данной форме исполнения судебных решений могут взыскиваться денежные средства и с должников, являющихся публично-правовыми образованиями, т. е. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Также постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г № 23 были даны разъяснения относительно бюджетной формы исполнения судебных решений. В частности, в нем указывается, что «исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока» [6, п. 3].

В ч. 5 ст. 353 КАС РФ существует упоминание о данной форме исполнения судебных решений, а именно говорится о том, что в случаях обращения взыскания на бюджетные средства судьи, направляя исполнительный лист, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, на исполнение, должны прилагать к нему копию судебного акта. Аналогичная норма предусмотрена и в ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ.

  • 4. Частно-денежное исполнение.

Даная форма исполнения судебных решений возможна только при исполнении судебных решений, связанных с взысканием денежных сумм с должников, не имеющих собственных бюджетов, т. е. с частных должников. Причем случаи, когда такое взыскание возможно строго определены законодательством РФ. К ним относятся взыскание денежных средств банками и взыскание периодических денежных сумм с должника в размере не более 25 тыс. руб., причем по месту получения должником основного периодического дохода [3, ст. 98].

Рассмотрим понятие исполнительного документа и определим его основные признаки.

Законодательство РФ не содержит определение понятия «исполнительный документ». Однако в юридической литературе существует следующая дефиниция, согласно которой исполнительным документом считается документ, соответствующий требованиями законодательства и выданный уполномоченным органом, который подлежит принудительному исполнению, а значит является основанием для начала производства по исполнению судебных решений [8, с. 157].

Исполнительный документ обладает следующими отличительными признаками:

  1. 1) его форма и содержание всегда соответствуют законодательству РФ, поскольку иное влечет его ничтожность;
  2. 2) его выдача всегда осуществляется лицом, наделенным соответствующими полномочиями законом, причем в установленном законодательством РФ порядке;
  3. 3) если должник отказывается от исполнения решения в добровольном порядке, то оно исполняется принудительно;
  4. 4) исполнительный документ выступает в качестве основания, влекущего возбуждение исполнительного производства.

Общим для арбитражного и административного судопроизводства является то, что исполнительный лист всегда выдается тем судом, который рассматривал дело в первой инстанции. Т. е. не имеет значения судом какой инстанции был принят судебный акт, послуживший основанием для выдачи исполнительного листа. Данные положения предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 319 АПК РФ и в ч. 1 ст. 353 КАС РФ. Однако в АПК РФ есть оговорка, предусматривающая выдачу исполнительного листа судом апелляционной инстанции, например:

  1. 1) согласно ч. 1 ст. 96 АПК РФ исполнительный лист на основании определения об обеспечении иска выдает арбитражный суд, который вынес указанное определение;
  2. 2) исполнительный лист на основании определения о наложении судебного штрафа также выдает арбитражный суд, который вынес данное определение.

Как в административном, так и в арбитражном судопроизводствах форма исполнительных листов может быть бумажной и в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Однако в КАС РФ и АПК РФ существует следующие отличие: КАС РФ предусматривает применение электронной формы по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт (ст. 353 КАС РФ), а АПК РФ предусматривает применение электронной формы по усмотрению суда (ст. 319 АПК РФ).

Положение о ничтожности исполнительного листа в случае его выдачи до вступления в законную силу судебного акта, не включая случаи немедленного исполнения, распространяется на исполнительное производство судебных решений и арбитражных судов, и административных судов. При этом выданный исполнительный лист судом отзывается.

В арбитражном судопроизводстве также предусмотрена процедура выдачи дубликата исполнительного листа. Регламентируется она ст. 323 АПК РФ, в которой сказано, что дубликат исполнительного листа может быть выдан по заявлению самого взыскателя или судебного пристава-исполнителя, если предыдущий исполнительный лист был утрачен. Исходя из этого положения можно заметить, что исполнение в административном судопроизводстве отличается от арбитражного более широким кругом лиц, обладающих правом на подачу заявления о выдаче дубликата исполнительного листа.

Общим для исполнительного производства решений арбитражных судов и для исполнительного производства решений административных судов также выступает срок подачи заявления о выдаче дубликата исполнительного документа и порядок подачи указанного заявления. В административном судопроизводстве такой срок ограничен моментом истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. А если же исполнительный лист был утрачен исполнителем, а взыскатель об этом не знал, то заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в течение одного месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа.

Порядок подачи заявления для обоих видов производств следующий: заявление взыскателя о выдаче дубликата исполнительного документа рассматривается судом в судебном заседании в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, и судебный пристав-исполнитель или другое осуществляющее исполнение лицо извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. Определение суда по поданному заявлению подлежит обжалованию.

На законодательном уровне закреплены основания, при наступлении которых происходит прерывание срока предъявления исполнительного листа к исполнению:

  1. 1) предъявление исполнительного листа к исполнению, как в орган принудительного исполнения, так и к субъектам, наделенным федеральным законом полномочиями по исполнению требований исполнительного листа.
  2. 2) частичное исполнение исполнительного листа должником. Полагаем, что частичное исполнение требований исполнительного листа возможно как добровольно взыскателем, до обращения в ФССП России, так и после возбуждения исполнительного производства, по которому произведено частичное исполнение, но ввиду невозможности дальнейшего исполнения исполнительный лист возвращен взыскателю.

В арбитражном судопроизводстве также установлен трехлетний срок предъявления исполнительного листа (ст. 321 АПК РФ). В этой же статье предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что процедура принудительного исполнения судебных решений по делам из публичных правоотношений требует дополнительного законодательного урегулирования. Можно предположить, что следует задуматься о привлечении к данному вопросу Федеральной службы судебных приставов требует отдельного внимания законодателя.


Дополнительная информация:


Из содержания же п. 1 этой же статьи Закона вытекает, что постановление о взыскании исполнительского сбора должно быть вынесено в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, т.е. по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно п. 5 ст. 81 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Как отмечают специалисты, нельзя медлить с обращением исполнительного листа к взысканию, если должник отказывается добровольно исполнить свою обязанность. Дело в том, что современная практика исполнительного производства строится на известном правиле о том, что «кто не успел, тот опоздал». Чем раньше исполнительный лист поступит к судебному приставу-исполнителю, тем больше у взыскателя шансов получить присужденное.

4. Постановление судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава, главного судебного пристава) может быть изменено или отменено им самим мотивированным постановлением с обязательным указанием причин, послуживших основанием для изменения или отмены.

Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью.

Если же нет сведений о наличии или об отсутствии у должника (организации) счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны предоставить ему необходимую информацию.

В случае, если исполнительный документ выдан на основании решения иностранного суда, в нем помимо сведений, указанных в части первой настоящего пункта, должны быть указаны наименование и место нахождения суда, на основании решения которого выдан исполнительный документ.

Дубликат исполнительного документа не выдается, если исполнительный документ уже исполнен или не подлежит исполнению за истечением срока давности, который в установленном законом порядке не восстановлен.

о сокращении сроков приостановления исполнительного производства либо о его возобновлении (пп. 2 и 3 ст. 22 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

наименования взыскателя-организации и должника-орга — низации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскате­ля-гражданина и должника-гражданина, их место жительст­ва, дата и место рождения должйика-гражданина и место его работы;

Несоблюдение порядка предъявления исполнительных документов к исполнению влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

В случае предъявления исполнительного документа по корпоративным спорам судебный пристав-исполнитель в тот же день обязан уведомить об этом главного судебного пристава субъекта РФ (Приказ ФССП России от 27.02.2008 № 101 «Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
eMarket Help