Возврат денег из бюджета по определению суда Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 17 сентября 2008 г. №№ 08-00-02-89, 42-7.1-15/9.2-423. О порядке исполнения судебных решений о взыскании денежных средств за счет казны РФ
Содержание статьи
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, в связи с отсутствием единообразия в судебной практике по делам о взыскании с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности за счет казны публично-правового образования и иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, в связи с многочисленными обращениями территориальных органов Федерального казначейства по вопросу исполнения подобных исполнительных документов, в целях недопущения нарушения прав взыскателей и уклонений бюджетных учреждений от ответственности по своим денежным обязательствам, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета, направляются для исполнения в финансовый орган публично-правового образования.
Судебные акты, предусматривающие взыскание денежных средств с главных распорядителей средств соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии с пунктом 10 статьи 242.3, пунктом 9 статьи 242.4 и пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат направлению для исполнения в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета лицевого счета получателя средств соответствующего бюджета.
Ввиду изложенного, формулировка в резолютивной части судебного акта, одновременно предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя средств соответствующего бюджета «в порядке субсидиарной ответственности и «за счет казны противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и затрудняет определение органа, организующего исполнение данного судебного акта.
Во избежание правовой неопределенности, влекущей нарушение прав взыскателя либо способствующих уклонению бюджетного учреждения от ответственности по своим денежным обязательствам, в случае участия представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по делам о взыскании денежных средств с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности, а также с федеральных бюджетных учреждений по денежным обязательствам данных учреждений, необходимо не допускать применения судами формулировок «за счет казны и иных формулировок, препятствующих организации исполнения судебного акта органом Федерального казначейства.
Порядок исполнения поступающих в органы Федерального казначейства исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, мотивировочная или резолютивная часть которых предусматривает взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны, регламентирован статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответственно.
При участии представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по гражданским (арбитражным) делам по искам физических (юридических) лиц о возмещении федеральными бюджетными учреждениями убытков, вытекающих из гражданско-правовых обязательств, трудовых правоотношений, необходимо давать пояснения судебным органам, что данные обязательства являются денежными обязательствами бюджетного учреждения и подлежат взысканию непосредственно с должника, а не «за счет казны Российской Федерации».
Подобные же разъяснения необходимы по делам о возврате администраторами доходов бюджета излишне уплаченных (взысканных) налогов, платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В силу установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий, администратор доходов бюджета вправе самостоятельно принять решение о возврате либо осуществляет возврат на основании судебного акта в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве — в случае обязания его судом осуществить возврат, и в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации — в случае взыскания судом денежных средств с соответствующего администратора доходов бюджета.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации |
Т. Г. Нестеренко |
Руководитель Федерального казначейства |
Р. Е. Артюхин |
Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 17 сентября 2008 г. NN 08-00-02-89, 42-7.1-15/9.2-423
Порядок возврата из бюджета ошибочно и
Порядок возврата из бюджета ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств
Ошибочно уплаченные денежные обязательства – это суммы средств, поступившие на определенную дату в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (имеющих статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющих такового), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств (п. п. 14.1.182 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Излишне уплаченные денежные обязательства – это суммы средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату (п. п. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями ст. 43 НКУ на основании заявления налогоплательщика.
Законодательством не утверждена форма заявления на возврат средств из бюджета (кроме возврата сумм единого социального взноса).
Поэтому такое заявление оформляется в произвольной форме с учетом требований соответствующих нормативных документов относительно реквизитов. Так, заявление на возврат средств оформляется:
Текст заявления можно составить следующим образом.
«Прошу денежные средства в сумме ________________, ошибочно уплаченные на счет № _____________ по коду классификации доходов бюджета _________________ платежным поручением № _____ от ___________, зачесть в счет уплаты ________________ на счет № ________________ код платежа (классификации доходов бюджета) _____________».
Заявление о возврате излишне и/или ошибочно уплаченных сумм единого взноса оформляется по форме согласно приложению 1 к Порядку зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных денежных средств, утвержденному приказом Минфина от 16.01.2016 г. № 6 (далее – Порядок № 6).
Дополнительно отметим разъяснение в Базе знаний «ЗІР (подкатегория 135.04), где ГФС указывает на то, что единый взнос не входит в систему налогообложения и не относится к источнику пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Поэтому законодательные основания для осуществления возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам и сборам в счет погашения долга по уплате единого взноса отсутствуют.
Иными словами, нельзя зачесть переплату по налогам и сборам в счет уплаты единого взноса.
Требования законодательства относительно возврата денежных средств из бюджета
Согласно ст. 43 НКУ ошибочно и/или излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату налогоплательщику:
Оформление заявления на возврат денежных средств
Заявление на возврат средств из бюджета оформляется в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации (п. 5 раздела I Порядка № 787):
При этом в п. 6 Порядка № 1146 уточняется, что в заявлении налогоплательщик должен указать направление перечисления средств, которые возвращаются:
- на текущий счет плательщика налога в учреждении банка;
- на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГФС, независимо от вида бюджета;
- наличными денежными средствами по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
- наличными денежными средствами со счетов банков в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
- почтовым переводом через предприятия почтовой связи;
- для дальнейших расчетов в качестве авансовых платежей (предоплаты) или денежного залога.
Срок подачи заявления
Подпунктом 43.3 ст. 43 НКУ установлен срок подачи заявления на возврат денежных средств из бюджета – 1 095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.
Этот срок может быть продлен при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 102.6 ст. 102 НКУ, в частности, если налогоплательщик находился в данный период за пределами Украины. В этом случае документальным подтверждением являются:
- паспорт гражданина Украины для выезда за границу или другой документ, который дает право на выезд из Украины и въезд в Украину, с визами и без виз при наличии соответствующих отметок органов пограничной службы;
- извлечение из базы данных «Сведения о лицах, которые пересекли государственную границу Украины с сопроводительным письмом за подписью должностного лица, уполномоченного Администрацией Государственной пограничной службы Украины.
Механизм продления срока предусмотрен Порядком, утвержденным приказом Минфина от 20.10.2017 г. № 861. Для продления срока налогоплательщик подает заявление в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств, определенных этим документом, в произвольной форме со сжатым и четким обоснованием оснований для продления предельных сроков со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В заявлении указывается исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, который выдал документ). Заявление подается налогоплательщиком только вместе с документальным подтверждением. Налогоплательщик может направить заявление в орган ГФС по почте с уведомлением о вручении или подать его лично. Орган ГФС рассматривает заявление в течение 20 календарных дней и принимает по нему мотивированное решение.
Процедура возврата денежных средств из бюджета
Получив от налогоплательщика заявление о возврате денежных средств из бюджета, орган ГФС его регистрирует, после чего проверяет наличие указанной в нем суммы денежных средств как ошибочной и/или излишне зачисленной в бюджет по данным интегрированной карты налогоплательщика.
В случае подтверждения суммы орган ГФС готовит соответствующее заключение и направляет его в Казначейство (не позднее 5 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления) вместе с заявлением налогоплательщика и оригиналом/копией документа на перевод либо бумажной копией электронного расчетного документа, подтверждающей перечисление средств в бюджет (п. 5 раздела I Порядка № 787).
На основании полученного заключения Казначейство в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат налогоплательщику указанной суммы (п. 43.5 ст. 43 НКУ).
Казначейство имеет право ввернуть документы без исполнения в случаях, указанных в п. 11 раздела I Порядка № 787, в частности при:
- превышении установленных законодательством сроков представления документов;
- несоответствии информации, изложенной в заявлении, данным, приведенным в представлении или постановлении суда, либо данным органа Казначейства о зачислении средств в бюджет.
Чтобы БЕСПЛАТНО получить доступ к полному тексту статьи заполните, пожалуйста, заявку
Возврат денег из бюджета по решению суда
Прочитайте другие статьи о возврате товаров:
- Некорректно заполнен список возврат безналичных оплат
- Как правильно написать заявление в ГИБДД на возврат денег
- Как оформить возврат денег по кассовому аппарату
- Возврат денег за неиспользованные поездки в Метро
- Как написать требование о возврате денег обеспечение контракта