Кто Может Подать Иск в Суд об Изъятии Земельного Участка

Кто Может Подать Иск в Суд об Изъятии Земельного Участка
Органы власти, у которых есть право обратиться в суд с исковым заявлением. Подведомственность рассмотрения дел о необходимости провести изъятие участка
На уровне законодательства устанавливается срок в три года, в течение которого уполномоченный орган государственной, региональной или муниципальной власти имеет право обратиться с исковым заявлением об изъятии участка земли в суд.
Срок исходит со дня первого письменного уведомления собственника о необходимости провести изъятие принадлежащего ему объекта недвижимости в целях удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства.
Однако при этом гражданское и земельное законодательства предполагают возможность отчуждения имущества в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Отчуждение в таком случае может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения.

Изъять нельзя оставить. Верховный суд разъяснил, когда частная земля может стать государственной

На днях Верховный суд РФ опубликовал на официальном сайте Обзор судебной практики, который представляет собой «эталонные» решения по спорам об изъятии земель у частных собственников для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов транспорта. Приведенные в качестве примеров судебные дела касаются порядка изъятия земель, выплаты компенсации за изъятые участки, а также правил определения размеров такой компенсации.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность изъятия земельных участков у их собственников и владельцев для государственных или муниципальных нужд (глава VII.1 Кодекса). Вместе с изъятием земельного участка происходит и изъятие объектов недвижимости, находящихся на нем (ст. 239.2 ГК РФ). И глава VII.1 ЗК РФ, и ст. 239.2 ГК РФ вступили в силу относительно недавно — с 1 апреля 2015 г. в рамках масштабных поправок, введенных Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ. При этом были существенно изменены правила изъятия земель для государственных или муниципальных нужд (подробнее см. «ЭЖ», 2015, № 11, с. 12).

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд было предусмотрено законодательством и до принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ. Однако регулировался этот институт довольно скудно. Соответственно, судебная практика применения правовых норм приобретала особое значение. В Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ 10.12.2015 (далее — Обзор), судьи систематизировали эту практику по специализированным делам — об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в целях размещения объектов транспорта.

Выкупить землю без ведома собственника государство не может

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд предполагает соблюдение специальной предусмотренной законом процедуры, что еще раз подчеркнули судьи ВС РФ в п. 2 Обзора. В частности, при отказе собственника земли от подписания соглашения об изъятии недвижимости орган исполнительной власти или местного самоуправления, который принял решение об изъятии земли, может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ). Однако такой иск суд удовлетворить не вправе, если будет установлено, что собственник недвижимости не был должным образом уведомлен о предстоящем выкупе, а также не получил проект договора купли-продажи спорного участка. Так, в деле, приведенном в качестве примера в п. 2 Обзора, решение об изъятии, а также проект договора купли-продажи были направлены не нынешнему, а бывшему собственнику недвижимости. Не получив подписанного договора или отказа от его подписания от нынешнего собственника, орган исполнительной власти обратился в суд с иском о принудительном изъятии земли, но дело проиграл.

Уклонение от получения извещения не помешает изъятию земли

Вопрос уведомления правообладателей о принятом решении об изъятии земли до 1 апреля 2015 г. стоял достаточно остро, так как в законе не была установлена презумпция осведомленности правообладателя при отсутствии прямых доказательств его уведомления. Таким образом, возникала почва для злоупотребления со стороны правообладателей — уклонения или отказа от получения письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка. Однако, как видно из п. 3 Обзора, судебная практика порой успешно с такими злоупотреблениями справлялась. Например, в указанном в Обзоре деле суд удовлетворил требования муниципалитета о принудительном выкупе земельного участка у собственника. Притом что последний утверждал, что решение об изъятии он не получал (уведомление было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения).

В нынешней редакции ЗК РФ установлено, когда и при каких обстоятельствах правообладатель считается получившим извещение, даже если прямых доказательств вручения нет (ч. 11 ст. 56.6).

Отсутствие решения об изъятии не исключает выплату компенсации

Как было сказано выше, изъятие земли для государственных или муниципальных нужд предполагает соблюдение определенной процедуры, в рамках которой правообладатель недвижимости должен получить равноценное возмещение взамен изымаемого участка. При этом несоблюдение процедуры изъятия земли органом исполнительной или муниципальной власти не лишает правообладателя права на такое возмещение. В пункте 4 Обзора приведено сразу два дела, в которых суды заняли рассмотренную позицию.

В первом деле в суд обратился собственник земельного участка, который без проведения процедуры изъятия был фактически предоставлен третьему лицу для застройки микрорайона. На момент рассмотрения дела в суде на спорном участке уже располагалась автомобильная дорога.

Суд принял решение о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.

Во втором деле речь также шла о «захвате» части принадлежавшего гражданину земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Без проведения процедур изъятия и выплаты компенсации на участке была построена автомобильная дорога. Суд согласился с обоснованностью требований истца-собственника о разделе одного земельного участка на два и взыскании в пользу правообладателя убытков в размере рыночной стоимости земельного участка, фактически используемого для государственных нужд.

В составе компенсации за участок будет и упущенная выгода

Сразу три пункта Обзора (6, 7 и 8) посвящены порядку определения размера компенсации правообладателю за изымаемый земельный участок.

Хотя ВС РФ признал, что суды в целом правильно применяют нормы об определении размера компенсации за землю, в п. 6 Обзора обращается внимание на то, что в состав такой компенсации входит не только рыночная стоимостью земли, но и причиненные правообладателю убытки в смысле ст. 15 ГК РФ (то есть прямой ущерб и упущенная выгода).

При определении размера упущенной выгоды судам следует принимать во внимание тот доход, который с разумной степенью вероятности был бы получен правообладателем участка, если бы он продолжил его использование исходя из тех условий, которые имели место до принятия административного решения об изъятии. Например, в одном из приведенных в качестве примера дел размер упущенной выгоды сельскохозяйственного предприятия был подтвержден в том числе данными отчетности о финансово-экономическом состоянии предприятия за год.

Кроме того, в Обзоре разъяснено, что рыночную стоимость изымаемого участка следует устанавливать на момент рассмотрения спора (п. 7), а выкупную стоимость — с учетом вида разрешенного использования, установленного до начала процедуры его изъятия (п. 8, см. также материал на с. 17).

Предъявление в суд иска о необходимости осуществить выкуп участка для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства. Срок предъявления такого иска (читать далее...)
Стоит отметить, что на законодательном уровне выделено требование о том, что к данному сроку не применятся срок исковой давности и при условии его пропуска уполномоченный орган теряет свое право на обращение в суд. В такой ситуации уполномоченный орган государственной, региональной или муниципальной власти может рассчитывать на изъятие участка, только инициировав данную процедуру путем принятия нового решения.
  • собственник не согласен с изъятием принадлежащего ему участка;
  • уполномоченный орган и собственник имеют разногласия по каким-либо условиям заключаемого между ними соглашения. К примеру, это может быть несогласие с размером назначенной выкупной цены.

Случаи, в которых допускается проведение изъятия участка земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства через суд

Заявитель обращается в суд и отстаивает свои права, когда другое лицо их нарушает. Иски в суд о признании права собственности на земельный участок, как правило, подают, когда есть угроза праву или оно уже не соблюдается. Заявления о признании прав часто сопровождаются требованиями:
Кто Может Подать Иск в Суд об Изъятии Земельного Участка
Остались вопросы по земельным отношениям? Ответ найдется в Системе Юрист
Встречаются ситуации, когда владелец земли не обладает документами, которые подтверждают его позицию. Так происходит, когда правообладатель – компания, которая образовалась в результате реорганизации. Если прежнее юридическое лицо не вело учет документов, возникнут сложности. Может оказаться, что недобросовестные сотрудники прежней компании проводили сделки с землей. Истребовать спорные участки новому лицу затруднительно, поскольку нет подтверждающих документов. Иск о признании права собственности на земельный участок не поможет. В этом случае такое лицо может оспорить сделки с участком, которые лишили его прав на землю.
Перед тем как составить исковое заявление в суд о праве собственности на землю, убедитесь, что для обращения есть основания. Суды отмечают, что признание права в судебном порядке – исключительный способ защиты, который применяют, только если иначе действовать невозможно. Если заявитель по своей вине не прошел государственную регистрацию перехода права собственности, требовать ее через суд он не в праве (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2017 № Ф02-2096/2017 по делу № А74-10672/2016).
Исковое заявление о признании права собственности на земельный участок подают после того, как выяснят подробности (читать далее...)
Укажите, в чем заключается нарушение либо угроза нарушению прав, а также изложите суть требования и обстоятельства, на которых основывается требование. Не забудьте оплатить госпошину и приложить копию доверенности.
Подтвердить право можно с помощью судебного акта, который принял другой суд. Так происходит, когда спор возник, например, по итогам межевания. Если границы земельного участка вызывают споры, спор разрешает суд (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2016 № Ф05-15687/2016 по делу № А41-88083/2015). Своим решением он обязывает Росреестр осуществить учет изменений спорного земельного участка. Такой акт может помочь, когда собственник подает заявление в суд о признании права собственности на земельный участок. Читайте по теме

Как правильно подать в суд e-Markethelp рекомендует:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
eMarket Help
Adblock
detector