Возврат денег за нвос при экологических мероприятиях

РОСПРИРОДНАДЗОР РАЗЪЯСНИЛ ПОРЯДОК ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА ПЕРЕПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Возврат денег за нвос при экологических мероприятияхПриродопользователи, перечислившие плату за негативное воздействие на окружающую среду в большем размере, чем требуется, могут обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о возврате переплаты. При этом переплату вернут не всем. Так, «крупной организации, которая обязана вносить ежеквартальные «авансы за НВОС, излишек не вернут, а зачтут в счет платежей будущего периода. Такой вывод следует из письма Росприроднадзора от 15.03.17 № АС-06-02-36/5194.

Напомним, что плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Об этом сказано в статье 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (далее — Закон № 7-ФЗ).

Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года) с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным. Помимо этого, плательщики НВОС, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, вносят авансовые платежи за I-III кварталы. Размер «аванса равен одной четвертой части суммы, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Как быть, если у плательщика образовалась переплата за НВОС? Как ему вернуть или зачесть излишек?

Отвечая на эти вопросы, чиновники сообщают, что официальный порядок зачета и возврата переплаты еще не разработан. В то же время статья 16.5 Закона № 7-ФЗ гласит: излишне уплаченные суммы подлежат возврату или зачету в счет будущего отчетного периода. Для этого плательщик должен представить в отделение Росприроднадзора соответствующее заявление, а также документы, подтверждающие переплату и необходимые для проведения сверки по платежам. Излишек вернут после зачета денег в счет погашения задолженности и пеней.

При этом специалисты Росприроднадзора обращают внимание на следующее. Если организация относится к плательщикам, обязанным вносить квартальные «авансы», то «приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода». Другими словами, крупной организации переплату вернут только после зачета денег в счет будущих «авансов».

Также авторы письма предупредили о том, что ведомство вовсе может отказать в возврате ошибочно перечисленных средств. Обоснование — статья 1109 Гражданского кодекса. Согласно этой норме, суммы, уплаченные во исполнение несуществующего обязательства, возврату не подлежат, если приобретатель докажет, что плательщик знал об отсутствии обязательства.

Возврат платы за негативное воздействие транспортными средствами

Возврат платы за негативное воздействие транспортными средствами

Одна из наших постоянных читательниц недавно задала вопрос: «Можете что-то рассказать про изменения (новое постановление вышло) по расчету платы за негативное влияние на окружающую среду? Я стала разбираться в этом вопросе более детально, и вот какую информацию мне удалось собрать.

Самое главное, на что нужно обратить внимание — сейчас уже можно начинать готовить и передавать пакет документов для возврата экологического сбора, уплаченного за транспортные средства в 2015 году. И вот какие обоснования для этого существуют.

Законодательство об экологическом сборе

Согласно Федеральному закону N219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды вносятся нововведения в части платы за негативное воздействие, оказываемое транспортными средствами на окружающую среду. Так, с 01.01.2015 г. за выбросы вредных веществ стационарными источниками со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата. Взимание платы за выбросы вредных веществ от передвижных источников (автомобилей) с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусматривается.

Об этом еще раз было упомянуто в письме Минприроды России №02-12-44/17039 от 23.07.2015 г. При этом данный документ является прямым руководством к действию, поскольку на него ссылается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) — письмо № АА-06-01-36/13498 от 03.08.2015 г.

Позиция региональных управлений Росприроднадзора

Но если поправка к закону была принята еще в 2014 г., а вступила в законную силу с 1 января 2015 г., почему же практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели не воспользовались предоставленной возможностью снизить свои платежи в бюджет? Ответ на этот вопрос может быть следующим: многие отделения Росприроднадзора требовали обязательно рассчитывать и уплачивать этот сбор по транспортным средствам, считая, что нововведение вступит в силу лишь с 2016 г. Но теперь все споры прекратились, поскольку Минприроды России опубликовало свое письмо, а затем и Росприроднадзор поступил аналогичным образом.

Руководство к действию

Как теперь действовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по поводу возврата платы за негативное воздействие на окружающую среду транспортными средствами? Самое важно — собрать правильный пакет документов, в который обязательно должны входить:

  • заявление на возврат переплаты по сбору, в котором указывается вся необходимая для этого информация — сумма переплаты денежных средств и реквизиты, по которым ее необходимо возвратить;
  • копии платежных поручений с отметками банков о перечислении экологического сбора;
  • уточненные расчеты за I и II кварталы.
  • иные документы (только Росприроднадзор не уточняет, какие именно «иные документы должны быть представлены).

Что касается заявления, то его можно заполнить в следующем виде:

заявление
о возврате излишне перечисленной платы
за негативное воздействие на окружающую среду

На основании ст. 28 ФЗ №96-ФЗ …. а также руководствуясь письмами Минприроды ….. и Росприроднадзора …. сообщаем, что с 01.01.2015 г. ООО «Луч не обязано перечислять плату ….. В связи с этим просим вернуть излишне рассчитанную и перечисленную в 2015 году плату в размере 1 065 руб. 15 коп.

Реквизиты для перечисления:

  1. копии платежных поручений №№ ….. от ……
  2. уточненные расчеты за I и II кварталы.

Информация о том, что можно возвратить экологический сбор за транспортные средства, в СМИ появилась относительно недавно, а потому не все юридические лица и индивидуальные предприниматели знают о такой возможности. На данный момент региональные отделения Роспотребнадзора должны с октября 2015 года начать возвращать излишне начисленные суммы, а потому уже можно собирать пакет документов и передавать его в соответствующие контролирующие органы.

Возврат денег за нвос при экологических мероприятиях

Возврат денег за нвос при экологических мероприятиях

При отсутствии в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной платы необходимых сведений и непредставлении необходимых документов территориальный орган Росприроднадзора в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления возвращает заявление лицу, обязанному вносить плату (его представителю, при наличии документа, подтверждающего полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату).23. По итогам составления акта сверки принимается решение руководителя территориального органа Росприроднадзора (его заместителя) о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода либо решение о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду лицу, обязанному вносить плату, по форме приложения 9 к настоящему Порядку.5.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляется на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, оформленным согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку. 30. При возникновении переплаты по плате, отраженной в акте сверки, излишне уплаченная сумма платы засчитывается в счет будущего отчетного периода или по заявлению лица, обязанного вносить плату, о возврате излишне уплаченных сумм платы возвращается, без направления лицу, обязанному вносить плату, решения о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в будущего отчетного периода или решения о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Об отражении в учете и отчетности переплаты по экологическим платежам

В рассматриваемом случае сумма переплаты по экологическим платежам за 2016 год была выявлена учреждением в 2017 году на основании произведенных расчетов платы исходя из новых правил ее исчисления (по данным декларации). Несмотря на то, что эта сумма в 2017 году не подтверждена Росприроднадзором, в бухгалтерском учете следовало отразить корректировочные записи по уменьшению начисленного обязательства (методом «красное сторно»):Дополнительно в Письме Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274обращено внимание на то, что при принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС используется предусмотренная в таких случаях процедура сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей осуществляется исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей (Приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 № 370).

Обратите внимание: в июле 2017 года Росприроднадзором разработан проект приказа «Об утверждении порядка зачета и возврата территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещен на сайте www.regulation.gov.ru), но до настоящего времени этот документ не принят.

 

Являются ли данные средства дебиторской задолженностью по расходам прошлых лет исходя из того, что по состоянию на 01.01.2018 задолженность не была принята к учету (не была подтверждена)? Какие бухгалтерские записи необходимо сделать при начислении задолженности и поступлении вышеуказанных денежных средств? Нужно ли возвращать в бюджет данную сумму?

Если нет, то является ли сумма возврата собственными доходами учреждения?

Зачет и возврат сумм излишне уплаченной платы за НВОС и авансовые платежи: проблемы правоприменения

[…]
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[…]
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее — проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
[…]Как указано выше, в соответствии с п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 настоящей статьи.

Избрав подобную позицию, природопользователи, по существу, заручились одним-единственным аргументом — положением п. 2 ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.[…]
В случае невнесения или неполного внесения платы[4] в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяют предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
[…][…]
Несвоевременное или неполное внесение платы[3] за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
[…]Однако в указанном случае таким хозяйствующим субъектам следует быть подготовленными к попыткам территориальных органов Росприроднадзора привлечь их к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 03.04.2017; далее — КоАП РФ) за невнесение квартальных авансовых платежей в счет платы за НВОС за 2017 г. (не стоит забывать, что переплата по итогам 2016 г. — если таковая имеется — обычно образовалась за счет квартальных авансовых платежей, внесенных в счет платы за НВОС за 2016 г.).

Изменения в плате за негативное воздействие на окружающую среду

  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика (в случае, если декларацию подписывает и (или) представляет уполномоченное лицо);
  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (в случае, если в отчетном году плательщик производил корректировку размера Платы за НВОС либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа).

Декларацию составляют при помощи сервисов, предоставляемых в том числе Росприроднадзором. Его территориальные органы на своих официальных сайтах в разделах «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к соответствующим программам (п. 4 Порядка). Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, Плату за НВОС рассчитывают по специальным формулам (пп. 12, 20, 21 Правил). При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п.

15 Правил). Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся плательщиками в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, — в пункте 20 Правил (п. 13 Правил). Если плательщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то в 2017 году ему необходимо вносить квартальные платежи по 1/4 от размера Платы за НВОС за 2016 год (не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября) (п.

3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ)). Отметим, что при внесении квартальных платежей представление Декларации не требуется (п.

34 Правил).Возврат денег за нвос при экологических мероприятиях


Прочитайте другие статьи о возврате товаров:

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
eMarket Help